Видеодневник инноваций

Продажи новых легковых автомобилей упали

Продажи новых легковых автомобилей на российском рынке в феврале сократились на 24,9% в годовом выражении и составили 78 040 единиц. Как сообщает РБК со ссылкой на данные аналитического агентства "Автостат", снижение к январю составило 12,4%.

По данным "Автостата", продажи новых автомобилей в феврале 2024 года составили 103 954 штук, в 2023-м – 56 148 автомобилей, а в 2022-м – 114 349 единиц. На уровне, близком к текущему, продажи находились в январе 2024 года (80 212 шт.), ниже – с марта 2022-го по май 2023-го.

Автомобили Xcite X-Cross 7

Текущее сокращение продаж может быть обусловлено большим количеством покупателей, откладывающих покупку в ожидании возможного возвращения глобальных брендов, пояснил директор "Автостата" Сергей Целиков. Дополнительным фактором стал высокий уровень процентных ставок по кредитам: многие предпочитают продолжать держать деньги на депозитах, а не тратить их на покупку машины. Кроме того, китайские бренды начали снижать цены – это вызывает ожидания, что скидки на авто могут увеличиться. Тем не менее в марте рынок может оживиться, считает эксперт. Целиков напомнил, что январь–февраль традиционно считается низким сезоном, но уже с весны спрос, как правило, растет.

Официально никто из ушедших из России автоконцернов четких планов и схем по возвращению пока не анонсировал. Но в феврале экс-глава "АвтоВАЗа" Бу Андерссон заявил, что большинство ушедших из России автопроизводителей сохраняют интерес к рынку и могут вернуться. Глава Renault Лука де Мео также допустил сценарий возвращения компании в страну. Глава Минпромторга Антон Алиханов в свою очередь отмечал, что российская промышленность использовала уход иностранных брендов как шанс для развития и ведомство сформирует свою позицию по их возможному возвращению, если получит соответствующее поручение.

Лидером рынка по продажам в феврале по-прежнему остается LADA, которая к концу зимы увеличила свою долю до 31,5% (24 573 проданных автомобиля) по сравнению с 27,6% годом ранее. Первый среди иномарок – китайский бренд Haval, продажи которого составили 9570 единиц. Вслед за ним расположились другие китайские марки: Chery (8389 шт.), Geely (5101 шт.), Changan (4424 шт.) и OMODA (2040 шт.). В десятку вошли также белорусский Belgee (2001 шт.) и китайские бренды Jetour (1770 шт.), JAECOO (1627 шт.) и EXEED (1442 шт.).

Всего за январь–февраль в России продали 167 112 новых автомобилей, что на 9,3% ниже аналогичного периода 2024-го.

В 2024 году продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 48,4% и достигли 1,57 млн единиц. Однако в 2025 году рынок может сократиться: базовый прогноз "Автостата" предполагает снижение на 10%, до 1,43 млн машин.

По пессимистичному сценарию, падение может составить 20%, что эквивалентно 1,27 млн проданных автомобилей. Среди основных факторов давления на рынок – инфляция, рост утилизационного сбора, повышение ставок по кредитам и снижение их доступности. Дополнительным ограничением остается отсутствие официальных поставок автомобилей глобальных брендов.