СМИ узнали о проблемах петербургской верфи при достройке двух краболовов
Судостроительный завод "Отрадное" (принадлежит рыбопромышленному холдингу "Норебо") предложил заказчику – сахалинской компании "Островной-краб" – поднять цену контрактов на строительство двух краболовных судов на 0,8–1 млрд рублей (по 400–500 млн рублей на судно). Об этом РБК рассказали два источника в судостроительной отрасли и один в крупной рыболовной компании.
Два краболова были заказаны еще в 2020 году в рамках первого этапа государственной программы инвестиционных квот – когда добытчик крабов в обмен на право вылова брал на себя обязательства по строительству специальных судов в России. Тогда верфь "Отрадное" еще не была отдельным юридическим лицом, а принадлежала частному заводу "Пелла" (контролируется Гербертом Цатуровым), который специализировался на гособоронзаказе – морских буксирах и малых ракетных кораблях проекта 22800 "Каракурт".
До заказа "Островного-краба" завод за два года построил по тому же проекту (03070) головное судно "Русь" для другого заказчика – приморского "Антея", которое передал заказчику в мае 2020 года. В том же году верфь заложила два краболова "Механик Степанов" и "Механик Цуранов" для сахалинской компании. Их строительство также должно было занять около двух лет, говорит источник, знакомый с проектом.
Но в 2020–2021 годах у "Пеллы" возникли финансовые проблемы при выполнении контрактов по линии Минобороны. Компании пришлось выделить производственную площадку в отдельное юридическое лицо (ООО "Пелла-СК") и вместе с недостроенными рыболовными заказами продать ее холдингу "Норебо" – одной из крупнейших в России рыбопромышленных групп.
У "Норебо" ранее не было судостроительных активов, холдинг во время первого этапа инвестквот разместил заказы на строительство своей серии судов на "Северной верфи". Руководство холдинга решило купить площадку "Пеллы", чтобы в дальнейшем перенести туда строительство своих судов: предполагалось, что на своей верфи легче контролировать ход работ и стоимость заказов.
Два источника рассказали, что передача верфи новому собственнику проходила при участии Сбербанка, который финансировал операционную работу "Пеллы" и ее инвестпроект по созданию дополнительных мощностей. Летом 2019 года "Пелла" и Сбербанк подписали на ПМЭФ соглашение о сотрудничестве, которое предполагало предоставление заводу финансирования, в том числе в сфере сотрудничества с добытчиками краба. Сбербанк также связан с заказчиком двух краболовов: в 2019 году его структура "Сбербанк Инвестиции" приобрела в "Островном-крабе" долю 5%.
Один из источников утверждает, что перед сменой собственника площадки Сбербанк в безакцептном порядке списал с ее счетов средства в счет погашения долга по одному из кредитов. Часть этих средств была авансом "Островного-краба" на строительство краболовов, говорит он. После покупки завода холдингом "Норебо" Сбербанк предоставил заводу новый кредит, говорят два источника РБК.
Верфь "Отрадное" – не единственная, кто допустил перенос сдачи судов в рамках программы инвестиционных квот на вылов биоресурсов. Массовое строительство рыболовных судов на российских верфях привело к срывам сроков сдачи этих заказов и отклонениям от контрактной цены, отмечает РБК. Изначально срок строительства судна по этой программе ограничивался пятью годами, но работы могли быть продлены на год в случае наступления "чрезвычайных обстоятельств". В 2023 году после введения санкций правительство продлило максимальные сроки строительства рыбопромысловых судов на два года – до семи лет и одного дополнительного года.
Среди причин невыполнения первоначальных условий контрактов участники рынка называют отсутствие опыта строительства таких судов (ранее рыбаки покупали подержанные суда за рубежом или в единичных случаях заказывали их на заводах Турции) и санкции, запретившие поставки судового оборудования, из-за чего часть заказов пришлось полностью перепроектировать под новое оборудование – как правило, китайского производства.