Видеодневник инноваций

СМИ узнали о проблемах петербургской верфи при достройке двух краболовов

Судостроительный завод "Отрадное" (принадлежит рыбопромышленному холдингу "Норебо") предложил заказчику – сахалинской компании "Островной-краб" – поднять цену контрактов на строительство двух краболовных судов на 0,8–1 млрд рублей (по 400–500 млн рублей на судно). Об этом РБК рассказали два источника в судостроительной отрасли и один в крупной рыболовной компании.

По словам одного из собеседников издания, все оборудование, включая двигатели, закуплено, но верфи не хватает оборотных средств на завершение работ. Другой источник отметил, что контрактная цена каждого судна – 20 млн евро (около 2 млрд рублей).

Краболов проекта 03070

Два краболова были заказаны еще в 2020 году в рамках первого этапа государственной программы инвестиционных квот – когда добытчик крабов в обмен на право вылова брал на себя обязательства по строительству специальных судов в России. Тогда верфь "Отрадное" еще не была отдельным юридическим лицом, а принадлежала частному заводу "Пелла" (контролируется Гербертом Цатуровым), который специализировался на гособоронзаказе – морских буксирах и малых ракетных кораблях проекта 22800 "Каракурт".

До заказа "Островного-краба" завод за два года построил по тому же проекту (03070) головное судно "Русь" для другого заказчика – приморского "Антея", которое передал заказчику в мае 2020 года. В том же году верфь заложила два краболова "Механик Степанов" и "Механик Цуранов" для сахалинской компании. Их строительство также должно было занять около двух лет, говорит источник, знакомый с проектом.

Но в 2020–2021 годах у "Пеллы" возникли финансовые проблемы при выполнении контрактов по линии Минобороны. Компании пришлось выделить производственную площадку в отдельное юридическое лицо (ООО "Пелла-СК") и вместе с недостроенными рыболовными заказами продать ее холдингу "Норебо" – одной из крупнейших в России рыбопромышленных групп.

У "Норебо" ранее не было судостроительных активов, холдинг во время первого этапа инвестквот разместил заказы на строительство своей серии судов на "Северной верфи". Руководство холдинга решило купить площадку "Пеллы", чтобы в дальнейшем перенести туда строительство своих судов: предполагалось, что на своей верфи легче контролировать ход работ и стоимость заказов.

Два источника рассказали, что передача верфи новому собственнику проходила при участии Сбербанка, который финансировал операционную работу "Пеллы" и ее инвестпроект по созданию дополнительных мощностей. Летом 2019 года "Пелла" и Сбербанк подписали на ПМЭФ соглашение о сотрудничестве, которое предполагало предоставление заводу финансирования, в том числе в сфере сотрудничества с добытчиками краба. Сбербанк также связан с заказчиком двух краболовов: в 2019 году его структура "Сбербанк Инвестиции" приобрела в "Островном-крабе" долю 5%.

Один из источников утверждает, что перед сменой собственника площадки Сбербанк в безакцептном порядке списал с ее счетов средства в счет погашения долга по одному из кредитов. Часть этих средств была авансом "Островного-краба" на строительство краболовов, говорит он. После покупки завода холдингом "Норебо" Сбербанк предоставил заводу новый кредит, говорят два источника РБК.

Верфь "Отрадное" – не единственная, кто допустил перенос сдачи судов в рамках программы инвестиционных квот на вылов биоресурсов. Массовое строительство рыболовных судов на российских верфях привело к срывам сроков сдачи этих заказов и отклонениям от контрактной цены, отмечает РБК. Изначально срок строительства судна по этой программе ограничивался пятью годами, но работы могли быть продлены на год в случае наступления "чрезвычайных обстоятельств". В 2023 году после введения санкций правительство продлило максимальные сроки строительства рыбопромысловых судов на два года – до семи лет и одного дополнительного года.

Среди причин невыполнения первоначальных условий контрактов участники рынка называют отсутствие опыта строительства таких судов (ранее рыбаки покупали подержанные суда за рубежом или в единичных случаях заказывали их на заводах Турции) и санкции, запретившие поставки судового оборудования, из-за чего часть заказов пришлось полностью перепроектировать под новое оборудование – как правило, китайского производства.