Гражданское судостроение испытывает недостаток финансирования
Правительство России актуализировало перспективный план гражданского судостроения на период до 2035 года с расширенным горизонтом планирования до 2038 года. Об этом Ведомостям рассказали два источника, знакомые с содержанием документа. По словам собеседников издания, актуализация документа проводилась по поручению президента Владимира Путина, которое предполагало, в частности, учет "платежеспособного спроса на такие суда (с разбивкой по основным видам судов)".
Строительство 593 судов, по словам источников, обойдется примерно в 3,3 трлн рублей, из которых из федерального бюджета выделят 1,14 трлн рублей. Еще 290 млрд рублей дадут лизинговые программы, а оставшиеся 1,87 трлн рублей составят собственные средства компаний-заказчиков.
Текущий портфель заказов для организации перевозок коммерческих грузов по Северному морскому пути (СМП) включает 26 судов, из которых пять строятся. Дополнительная потребность заказчиков в рамках перспективного плана оценена еще в 115 судов ледового класса, но по 35-ти из них заказчики не подтвердили ранее заявленные планы.
По программе инвестиционных квот ("квоты под киль" – выдача разрешений на добычу рыбы или морских биоресурсов в обмен на инвестиции в новые суда) обеспечено строительство 107 судов в рамках первого этапа и 34 судов – в рамках второго (по данным Росрыболовства). Пока построены 48 судов, 46 из которых – по первому этапу программы, пояснили источники, знакомые с перспективным планом. По их данным, всего в рамках обоих этапов платежеспособным спросом обеспечено строительство 67 судов общей стоимостью более 278 млрд рублей.
Реализация программы инвестквот сталкивается с трудностями, сообщил представитель Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота. Первый этап выполнен менее чем на 50%, отметил он. В числе причин – проблемы с поставками подпавшего под санкции оборудования, высокая ключевая ставка ЦБ и отсутствие механизмов льготного кредитования для рыбаков-инвесторов. Это уже приводит к расторжению части контрактов по первому этапу, напомнил он.
Для вспомогательного флота спросом обеспечено строительство 11 аварийно-спасательных судов на 48 млрд рублей и четырех ледоколов за 425 млрд, добавили собеседники "Ведомостей".