Видеодневник инноваций

"ОДК-Сатурн" внедрил российские станки для выпуска деталей авиадвигателя ПД-8

На рыбинском предприятии "ОДК-Сатурн" (входит в "Ростех") запущено в работу отечественное гибридное лазерно-эрозионное оборудование, не имеющее аналогов в России. Как рассказали в пресс-службе "Ростеха", оно применяется для производства лопаток турбин новейшей авиационной силовой установки ПД-8.

В госкорпорации пояснили, что станки используются для обработки перфорационных отверстий в сопловых и рабочих лопатках турбин авиационных двигателей. За одну операцию станок выполняет два вида обработки – лазерную и электроэрозионную.

Авиационный двигатель ПД-8

"Оборудование не имеет отечественных аналогов, а его стоимость существенно ниже зарубежных образцов, – заявили в "Ростехе". – Ранее в России электроэрозионная обработка отверстий малых диаметров вращающимся электродом в лопатках турбин выполнялась только на импортных станках, а лазерная обработка по керамическому покрытию практически отсутствовала".

Разработка новой гибридной установки велась по техническому заданию "ОДК-Сатурн" на предприятии в Зеленограде.

"Создание, внедрение и испытание российского оборудования проводились при непосредственном участии специалистов "ОДК-Сатурн". Эта установка уникальна для России – наличие не только электроэрозионной, но и лазерной функции расширяет возможности для развития технологии перфорации. Это оборудование позволяет сократить время на производство лопаток отечественных силовых установок, в том числе перспективного двигателя ПД-8, – отметил главный инженер "ОДК-Сатурн" Игорь Ильин. – Сегодня на предприятии размещены четыре современных станка, три из которых уже введены в промышленную эксплуатацию. В ближайшее время планируется поставка еще четырех установок. Работа станков уже фактически организована в круглосуточном режиме".

Лопатки турбины авиадвигателей подвергаются воздействию высоких температур. Поэтому для повышения их жаростойкости, помимо нанесения защитного керамического покрытия, в них прожигают отверстия малого диаметра, которые создают эффект "пленочного охлаждения". Это дополнительно защищает лопатку от воздействия горячего газового потока, который создается в авиационном двигателе.

Российская гибридная лазерно-эрозионная установка позволяет в автоматическом режиме создавать в сопловых и рабочих лопатках турбин перфорационные отверстия с заданными параметрами. Функция предварительной лазерной обработки удаляет с поверхности лопатки защитное керамическое покрытие с последующим прожигом отверстий методом электроэрозионного фрезерования. Его принцип заключается в "вырывании" частиц материала с поверхности лопатки импульсом электрического разряда.

Напомним, что двигателями ПД-8 оснащаются импортозамещенные самолеты SSJ-100 "Суперджет"