Видеодневник инноваций

"Байкал" совершил первый полет с российской силовой установкой

Самолет ЛМС-901 "Байкал" совершил первый полет с установкой российского производства ВК-800 и воздушного винта АВ-901. Как сообщили в среду, 24 декабря, в пресс-службе Минпромторга, образец поднялся в воздух с аэродрома Уральского завода гражданской авиации (УЗГА).

В ведомстве рассказали, что во время полета машина достигала скорости 210 км/ч и набрала высоту 400 метров.

ЛМС-901 "Байкал" с российским двигателем ВК-800

Согласно докладу летчиков, полет прошел штатно: самолет устойчив и управляем в установленном диапазоне центровок, скоростей и высот. Маршевая силовая установка в течение полета функционировала без замечаний – двигатель показал стабильную работу.

Также в Минпромторге добавили, что ранее в ходе испытаний произведена полная наземная отработка силовой установки, оценка устойчивости работы двигателя на всех предусмотренных режимах, характеристика приемистости и дросселирования, проверка систем аварийной остановки двигателя и аварийного флюгирования воздушного винта, а также оценка питания двигателя топливом. После чего получено разрешение на проведение испытательного полета.

Двигатель ВК-800 разработки АО "УЗГА" адаптирован к суровым климатическим условиям, что критически важно для работы в Арктике, тайге и горных районах, отметили в Минпромторге.

Девятиместный легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 "Байкал" разрабатывается для местных воздушных линий. У самолета большая грузовая кабина, которую можно быстро оборудовать для перевозки пассажиров, грузов, почты или для выполнения санитарных заданий. Самолет обеспечит надежную воздушную связь труднодоступных регионов России со слаборазвитой инфраструктурой аэропортов, в частности на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.

ЛМС-901 "Байкал" с российским двигателем ВК-800

Изначально разработкой ЛМС-901 занимался Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина, но в 2019 году проект передали УЗГА. В 2021 году "Байкал" представили на авиасалоне МАКС в комплектации с двигателем американской General Electric, который позднее планировалось заменить на российский ВК-800.

Годом позже, после ухода иностранных партнеров, правительство РФ приняло решение остановить сертификацию самолета с импортным двигателем и винтом. Тогда же решили провести ремоторизацию на отечественные агрегаты. В сентябре 2024 года президент Владимир Путин поручил ускорить запуск производства "Байкала" и отметил важность сохранения конкурентоспособных характеристик судна и его цены. Тогда она составляла 455 млн рублей.

В середине мая вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что разработка проекта зашла в тупик и "Байкала" не будет. Позднее эту информацию опровергли в Минпромторге.