Министерство предложит правительству уменьшить число судов на 69 единиц, до 191. Два источника РБК, близкие к Минпромторгу, утверждают, что решение о корректировке программы должен будет принять департамент оборонно-промышленного комплекса в правительстве, который исторически курирует в том числе гражданское судостроение.
В Минпромторге и правительстве не ответили на запросы РБК.
Программа льготного лизинга гражданских судов объемом 231 млрд рублей была запущена в начале 2023 года распоряжением правительства №337-р. Оператором была назначена Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, подведомственная Минтрансу). Предполагалось, что программа будет профинансирована на 136 млрд рублей за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), 85 млрд рублей планировалось привлечь в виде кредитов и займов со сроком погашения 28 лет – с 2023 до 2050 года, еще 10 млрд рублей было направлено из бюджета в уставный капитал ГТЛК.
В рамках программы в 2023–2027 годах планировалось построить 260 судов, в том числе 119 грузовых, 73 пассажирских, десять рыбопромысловых, 27 дноуглубительных, 20 барж, по пять буксиров и крупнотоннажных судов и один плавучий док массой до 1500 тонн. ГТЛК должна была начать передавать суда в льготный лизинг с 2024 года на срок до 25 лет по лизинговой ставке 2,93% годовых для пассажирских и круизных судов, 4,51% – для рыболовных и дноуглубительных судов, а также плавучего дока и под 7,6% – для грузовых и крупнотоннажных судов.
Декабрьским решением главы правительства Михаила Мишустина №ММ-П7-46328 программу сократили на 33 судна. Это потребовалось, чтобы высвободить средства на строительство двух паромов на верфи "Звезда" общей стоимостью 30 млрд рублей: их планируется использовать на линиях между Калининградской и Ленинградской областями. Еще часть ассигнований высвобождена под строительство пяти танкеров проекта 19900М на "Бакинском судостроительном заводе" в Азербайджане. Объем привлекаемых средств ФНБ был снижен с 136 до 97,9 млрд рублей с сохранением условий их привлечения: доля средств фонда в программе составляет 58,9%, купон на 1,5% годовых начисляется с момента получения займа и выплачивается раз в квартал, а тело займа его получатель начинает оплачивать после сдачи судна. Дата зафиксирована в облигации, под которую привлечены средства ФНБ, и в случае срыва сроков строительства не может быть изменена – судовладелец обязан гасить тело долга, даже если не получил изделие в срок.
Минпромторг в своей презентации предлагает снизить количество судов в программе еще на 36 единиц, до 191 судна. В этом случае в программу не попадут 61 грузовое или крупнотоннажное судно и восемь рыбопромысловых и дноуглубительных, а число пассажирских и круизных судов по сравнению с первой редакцией не изменится (73 единицы).
Объем средств ФНБ в программе предлагается оставить на уровне 97,9 млрд рублей, доля фонда вырастет с 58,9 до 72,6% за счет снижения общего объема программы. Минпромторг предлагает изменить и условия получения средств ФНБ: ввести инвестиционную фазу проектов длиной четыре года, когда заемщик будет ежеквартально выплачивать купон в размере 0,01%. Поднять его до 1,5% предлагается по окончании инвестиционной фазы – через четыре года после предоставления средств. Минпром также предложил начать выплачивать тело займа через четыре года с даты его размещения, а не после сдачи судна заказчику.
В документе также отмечено, что Минфин не поддержал увеличение доли средств ФНБ в программе и снижение доходности размещения. В Минфине не ответили на вопросы РБК о предложениях относительно новых параметров программы.
СМИ узнали о планах сокращения льготного лизинга судов
Минпромторг РФ прорабатывает сокращение программы льготного лизинга судов на 96,2 млрд рублей – с 231 до 134,8 млрд рублей. Об этом говорится во внутренней июньской презентации ведомства, с которой ознакомился РБК.