Видеодневник инноваций

ТОП-10: главные новинки "Видеодневника инноваций: перспективы 2025"

В спецпроекте "Видеодневник инноваций: перспективы 2025" предприятия российской промышленности, ведущие разработки как в рамках гособоронзаказа, так и в интересах гражданской отрасли, расскажут о том, какие успехи достигнуты к началу года, а также поделятся планами на ближайшее будущее. Среди заявленных проектов – развитие электрозарядной инфраструктуры для городского и промышленного транспорта, импортозамещенное оборудование для судостроения, тренажеры для персонала АЭС, системы безопасности на базе искусственного интеллекта, а также комплексные решения по модернизации промышленного производства.

Электрозарядная инфраструктура для городского транспорта

Опорно-разворотная площадка для электробусов, укомплектованная ЭЗС АО "РКБ "Глобус"

Развитие электротранспорта невозможно без расширения соответствующей инфраструктуры, которая включает объекты и системы, обеспечивающие зарядку таких средств передвижения. Электрические зарядные станции (ЭЗС) могут устанавливаться в различных местах: на улицах, в паркингах, у торговых центров, офисных зданий и жилых комплексов. Станции различаются по мощности и ти­пу подключения.

Рязанское конструкторское бюро "Глобус" (входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") сегодня серийно выпускает стационарные быстрые ЭЗС мощностью от 50 до 2000 кВт, а также переносные станции быстрой зарядки мощностью от 30 до 80 кВт, которые можно подключать к обычной промышленной трехфазной розетке. Работает предприятие и по индивидуальным проектам.

Как рассказал гендиректор РКБ "Глобус" Евгений Байкин, предприятие реализует задачу по созданию ЭЗС на отечественной компонентной базе. Он заверил, что "мозги" зарядной станции – комплект контроллеров управления – разрабатываются и производятся на собственных мощностях.

"Все программное обеспечение зарядных станций у нас тоже свое, – добавил глава РКБ "Глобус". – При комплектовании ЭЗС мы подбираем стандартное электротехническое оборудование, серийно выпускаемое российскими предприятиями. Это автоматические выключатели, блоки питания, контакторы и так далее".

По его словам, зарядные станции РКБ "Глобус" включены в реестр российской промышленной продукции, что позволяет заказчикам получать субсидию при их приобретении.

"Следующая амбициозная задача – охват полного комплекса услуг в области зарядной инфраструктуры, включая проектирование, постройку, разработку ПО, сервисное обслуживание и операторство крупных зарядных хабов и сетей зарядных станций для всех видов электротранспорта – автомобильного, водного, авиационного", – заключил Евгений Байкин.

Спуско-подъемное устройство для телеуправляемых необитаемых аппаратов

Спуско-подъемное устройство / "Ижорские гидросистемы"

На базе спуско-подъемного устройства (СПУ) с водолазной беседкой компания "Ижорские гидросистемы" разрабатывает СПУ грузоподъемностью до 3000 кг для телеуправляемых необитаемых аппаратов. Изделие выполнят по такому же принципу: единая несущая рама с установленной на ней гидростанцией, кабель-тросовой лебедкой и П-образной опускающейся балкой с вспомогательной лебедкой.

Как рассказал гендиректор предприятия Дмитрий Галкин, устройство будет мобильным, как и СПУ для водолазов: система проектируется под транспортный габарит 20-футового контейнера. Энергопотребление будет обеспечиваться электрическими насосными агрегатами, запитанными от судовой сети, и аварийным дизель-генератором.

По словам главы "Ижорских гидросистем", благодаря этим особенностям СПУ можно будет легко перемещать с одного борта на другой.

"В настоящий момент наше КБ ведет эскизное проектирование данного СПУ", – заключил Дмитрий Галкин.

Системы безопасности на базе решений по видеоаналитике с превентивным оповещением

Система видеоаналитики "Видеофор"

Специалисты компании "Видеофор" разработали систему, способную принимать видеопоток с уже действующей на объекте системы видеонаблюдения. Программная оболочка с искусственным интеллектом на базе нейросетей реагирует на определенные события, которые прописаны заранее с помощью соответствующих сценариев.

По словам руководителя проектов ООО "Видеофор" Марии Фоминой, возможный спектр применения разработки чрезвычайно широк.

"Например, на общественных пространствах мы можем следить, чтобы не рисовали граффити или не курили в местах, где это запрещено. Аналогично – c выгулом собак, – рассказала она. – Мы можем использовать нашу систему, чтобы сделать безопасным отдых людей на воде и снизить риск утоплений. То есть, например, если человек заплывает за буйки, следует звуковое предупреждение".

По ее словам, сейчас самые востребованные проекты – это системы охраны памятников и мемориалов, а также системы безопасности на воде. Среди других интересных кейсов – "Умная остановка" и "Умный пешеходный переход", когда отслеживаются нарушения предписаний сигналов светофора, что особенно актуально в зонах около учебных заведений.

Представитель компании "Видеофор" отметила, что практически любой человек, имеющий опыт работы с компьютером, сможет освоить интуитивно понятный веб-интерфейс системы. При входе в программу открываются несколько разделов, в том числе конструктор, который позволяет прописать нужный сценарий. При сработке событие отмечается в журнале, либо записывается краткий видеоархив, где его можно изучить – выяснить, в какой момент была сработка, что происходило в кадре, что этому предшествовало и так далее.

Также Мария Фомина подчеркнула, что решение "Видеофора" позволяет заказчику сэкономить до 60% стоимости установки за счет использования уже существующей инфраструктуры видеонаблюдения.

Палубное оборудование для яхт и пассажирских судов

Компания "Ижорские гидросистемы" завершает изготовление первого крана-манипулятора с сертификатом РМРС, предназначенного для оснащения яхт и пассажирских судов. Изделие, максимальная грузоподъемность которого достигает 2000 кг, оснащено стрелой с вылетом 8 метров. В ближайшее время конструкторы предприятия приступят к разработке еще одного востребованного изделия для судов представительского класса – гидравлического трапа из нержавеющей стали.

"При производстве таких устройств заказчики требуют не только функциональной надежности, но и соответствующего внешнего вида – так называемого яхтенного исполнения", – рассказал гендиректор "Ижорских гидросистем" Дмитрий Галкин.

По его словам, изделия должны быть привлекательными с эстетической точки зрения, что накладывает на производителя необходимость уделять большое внимание тщательной и кропотливой проработке дизайна.

"Раньше на российском рынке такие устройства были представлены исключительно импортными моделями. После февраля 2022 года поставки прекратились почти полностью. Наша компания готова предложить владельцам представительских и пассажирских судов краны, СПУ, трапы в яхтенном исполнении любой грузоподъемности и конструкции, с сертификатами РМРС и РКО", – добавил Дмитрий Галкин.

Тренажеры для атомных электростанций

Тренажер для персонала АЭС

Как рассказал исполнительный директор центра разработки и производства электротехнического оборудования приборостроительного завода "Вибратор" Александр Иванов, тренажеры для атомных электростанций стали для предприятия совершенно новым продуктом, который удалось освоить буквально за год.

"Тренажеры, разработанные в интересах "Росатома", представляют из себя низковольтные комплектные устройства в сборе с нашими приборами, с нашими индикаторами, с нашими мониторами", – пояснил он.

По его словам, тренажер имеет мозаичный тип, то есть это достаточно гибкая система с точки зрения модернизации.

"Этот проект наглядно показывает возможности нашего предприятия, – заявил Александр Иванов. – Для него были разработаны новые конструкторские решения, новые детали – начиная от изделий размером в несколько миллиметров до конструктивов высотой 2,2 метра".

Он добавил, что также на этом проекте отработана сборка серийных АСУ ТП (автоматизированных систем управления технологическим процессом), была применена технология жгутирования.

"Всё предприятие работало на этот проект, не забывая, конечно, о производстве нашей серийной продукции", – отметил Александр Иванов, уточнив, что механическое производство завода "Вибратор" включает участки лазерной резки, гибки листового металла, литья металлических и полимерных корпусов, а также сварочный участок.

"Наши технологи разработали и с помощью нашего станочного парка произвели литьевые формы специально под этот проект", – заключил он.

Системы мокрого выхлопа

Система мокрого выхлопа

Петербургская компания НПП "ЭКВИЛИБРИУМ" предлагает линейку систем мокрого выхлопа, которые работают с судовыми дизелями в диапазоне мощности от 10 до 400 кВт. Конструкция включает гидравлические элементы, предотвращающие попадание как забортной воды, так и воды из впрыска в коллекторную группу двигателя. Также используются неметаллические гибкие патрубки и элементы шумоподавления, которые помогают снизить акустическую нагрузку на экипаж и пассажиров.

Как пояснил гендиректор НПП "ЭКВИЛИБРИУМ" Никита Максимов, на судах с реализацией мокрого выхлопа в борт возникают проблемы повышенного шума, вибрации, высоких температур и факторов, связанных с противодавлением, что негативно сказывается на эксплуатации судовых двигателей. По его словам, разработка компании призвана минимизировать эти проблемы.

"Мы специализируемся на расчете противодавления, математическом и гидравлическом моделировании работы таких систем. Это позволяет точно подобрать комплект оборудования, исходя из производительности двигателя, а также заранее узнать скорости движения сред, рабочие параметры давления, температуры в разных точках. Мы не допускаем избыточного количества элементов в системе, что снижает конечную стоимость данного оборудования", – добавил глава НПП "ЭКВИЛИБРИУМ".

Станки с полным технологическим сопровождением

Оборудование ГК "Интратул"

С целью локализации и трансфера передовых технологий группа компаний "Интратул" создала собственный бренд оборудования IDP.

"Прежде всего это пятиосевые обрабатывающие центры различных компоновок и кинематики, станки токарно-фрезерной группы, а также метрологические оборудование", – рассказал руководитель коммерческого отдела ГК "Интратул" Андрей Сахаров.

Он отметил, что предприятие больше 20 лет реализует сложные инженерно-технические проекты, направленные на повышение эффективности и безопасности промышленных объектов.

"Одним из приоритетных направлений деятельности нашей компании является развитие и техническое перевооружение машиностроительных предприятий, – отметил Андрей Сахаров. – Мы предоставляем полный комплекс инженерных услуг, начиная от аудита производственных площадок, разработки основных технических решений, проектирования раздела ТХ (технологические решения – ред.) и заканчивая комплексным оснащением и поддержкой оборудования в течение всего его жизненного цикла".

По его словам, инженеры "Интратула" проводят приемо-сдаточные испытания оборудования IDP непосредственно на площадках заводов-изготовителей. При внедрении оборудования специалисты компании выполняют пусконаладочные работы собственными силами. Также предприятие предлагает расширенные варианты инструктажа по применению оборудования и систем ЧПУ.

"В последнее время мы видим запрос рынка на предоставление решений по автоматизации производственных процессов. Здесь мы готовы предложить разработку гибких производственных ячеек для полной автоматизации и даже для создания безлюдного производства, – заявил Андрей Сахаров. – В автоматизированные линии интегрируется оборудование IDP, включая пятиосевые обрабатывающие центры и измерительные машины. Такие решения позволяют кратно повысить производительность и закрыть кадровые проблемы".

Импортозамещенные судовые краны-манипуляторы

В сборочном цехе машиностроительного завода "Арсенал"

Машиностроительный завод "Арсенал" приступил к разработке и производству судовой грузоподъемной техники в 2021 году. "Как показали последующие события, это было правильное решение, – признался изданию главный конструктор предприятия Александр Георгиев. – Мы вовремя занялись тем, что проработали кооперацию, обросли цепочкой партнеров, которые нам помогают в этом".

Сегодня в модельном ряду "Арсенала" есть краны-манипуляторы грузоподъемностью от 300 кг и вплоть до трех, четырех и даже шести тонн.

"Сейчас законтрактованы семь изделий, два устройства находятся непосредственно в цехе сборки", – рассказал Александр Георгиев.

Он подчеркнул, что краны-манипуляторы выполнены полностью из отечественных материалов – начиная от стали и заканчивая неметаллическими материалами и полимерами. Программное обеспечение используется также собственной разработки.

"Мы также создали систему радиоуправления, – добавил главный конструктор "Арсенала". – Два крана, которые сейчас в работе, будут комплектоваться уже ею".

По его словам, высокая степень локализации позволяет без проблем получить сертификаты происхождения изделий и сертифицировать по требованию любого квалификационного общества – РМРС или РКО.

Приборы для мониторинга и измерения сопротивления изоляции

"Наши заказчики высказали заинтересованность в отечественных изделиях, которые могли бы заменить импортные приборы для контроля сопротивления изоляции, – рассказал изданию исполнительный директор центра разработки и производства электротехнического оборудования приборостроительного завода "Вибратор" Александр Иванов. – Нам удалось разработать и запустить в серию приборы для мониторинга и измерения сопротивления изоляции".

По его словам, новая линейка полностью перекрывает продукцию таких иностранных производителей, как BENDER, ABB, Schneider Electric.

"Мы сохранили массогабаритные характеристики зарубежных изделий, чтобы у заказчиков не возникло проблем при их замене", – отметил Александр Иванов.

По его словам, новую продукцию уже используют НПО "Аврора", "Новая ЭРА" и "ВНИИР-Прогресс".

Метрологические оборудование

"Любая деталь, изготовленная на станке, подлежит контролю, – напомнил руководитель коммерческого отдела ГК "Интратул" Андрей Сахаров. – Именно поэтому одно из направлений деятельности нашей компании – поставка метрологического оборудования, включая координатно-измерительные машины стационарного и мобильного типов, зубоизмерительные машины, а также 3D-сканеры для выполнения задач реверс-инжиниринга".

В частности, под собственным брендом IDP группа компаний "Интратул" предлагает координатно-измерительные машины портального типа серии MC, которые предназначены для измерений деталей с определением отклонений размеров, формы и взаимного расположения поверхностей. При необходимости изделия могут комплектоваться контактными триггерными и сканирующими, оптическими и лазерными датчиками.

Аналогичным функционалом обладают и координатно-измерительные машины IDP мостового типа серии MCG, но они предназначены для измерений крупногабаритных деталей.

Мобильные координатно-измерительные машины IDP типа "рука" (серия MA) отличаются компактностью для проведения измерений непосредственно на производственных участках. Модификации включают 6-осевые исполнения для контактных измерений и 7-осевые – для контактных и бесконтактных измерений лазерным сканером.

Бесконтактное 2D измерение линейных и угловых размеров деталей с плоской поверхностью обеспечивают видоизмерительные машины IDP серии MV. Модельный ряд включает ЧПУ и ручное управление.

Видеодневник инноваций – это серия видеосюжетов про инновационную продукцию наиболее передовых предприятий российской промышленности, работающих как в рамках гособоронзаказа, так и для гражданского рынка. Проект выходит в эфир в дни проведения международного военно-технического форума "Армия", а также во время выставки и конференции по гражданскому судостроению "Нева". Кроме того, реализуются спецпроекты "Перспективы года" и "Итоги года".

Аудиторию проекта составляют посетители профильных каналов на площадках YouTube, VKVideo и Rutube, а также читатели изданий Отраслевое.РФ, Mil.Press Военное, Mil.Press FlotProm и Mil.Press FLOT.