Видеодневник инноваций

"Сокол" получил "добро" на выпуск компонентов для Як-42

Росавиация выдала предприятию "Сокол" (Саратовский авиазавод, САЗ) сертификат одобрения производственной организации. Документ, с которым ознакомились Ведомости, разрешает предприятию выпускать ключевые компоненты для самолетов Як-42Д.

В частности, данный сертификат удостоверяет, что "Сокол" соответствует требованиям Федеральных авиационных правил и может производить детали и блоки фюзеляжа и крыла, оперения и трансмиссии, компоненты систем механизации, управления и передачи мощности для Як-42Д. Предприятию также одобрили производство элементов интерьера и кабин воздушного судна, компонентов пневматических и гидравлических систем, оборудования топливных систем.


Действие сертификата приостанавливается через два года и три месяца в случае его неподтверждения держателем, следует из документа.

Як-42 – пассажирский среднемагистральный реактивный самолет, разработанный ОКБ имени Яковлева в середине 1970-х годов на замену Ту-134. Судно вмещает до 120 пассажиров в зависимости от компоновки салона. Всего было изготовлено более 180 таких воздушных судов, большая часть из них – на САЗе. Як-42Д – модернизированная версия Як-42 с увеличенной дальностью полета. Сегодня в эксплуатации у коммерческих авиакомпаний находятся 14 таких самолетов. Из них шесть – у "Красавиа", четыре – у "Ижавиа", три – у авиакомпании "Арктика", один – у "Русджета", следует из данных Росавиации.

Авиазавод "Сокол" основан в 1993 году для производства части комплектующих для САЗа, который с 1977 года выпускал самолеты Як-42 и его модификации. В 2000-е годы сам САЗ столкнулся с отсутствием заказов на свою продукцию, обанкротился и был закрыт в 2012 году. Его территория частично распродана, а затем застроена жильем и торговыми центрами. Последний самолет САЗ выпустил в 2002 году.

После банкротства головного предприятия "Сокол" продолжил выпуск комплектующих для обслуживания и ремонта самолетов "Як" в небольших объемах. Предприятие является правопреемником "исторического" САЗа, говорится на его сайте.

Сертификат одобрения производственной организации позволяет предприятию выпускать номенклатуру, которая используется для поддержания летной годности оставшихся в эксплуатации самолетов Як-42, пояснил главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Аналогичные производства компонентов действуют в стране и для других самолетов, которые эксплуатируются на данный момент, в том числе для Ан-24 и Ан-26.