Видеодневник инноваций

На выставке HeliRussia-2025 представят универсальный модульный коптер

Инженеры Московского авиационного института (МАИ) создали универсальный модульный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) вертикального взлета и посадки. Как пояснили ТАСС в пресс-службе вуза, универсальность достигается за счет использования модулей: аппарат может адаптироваться по размеру и характеристикам для перевозки грузов, мониторинга, поисково-спасательных операций, патрулирования, энергетики, строительства и других задач.

"Наш беспилотник – пример того, как можно работать в условиях постоянно изменяющихся требований. Модульность позволяет буквально в реальном времени перепроектировать изделие с одной задачи на другую, просто переключив блоки нажатием пары кнопок, – рассказал старший преподаватель кафедры "Проектирование вертолетов" МАИ Борис Сафоклов. – Наша команда применила принципиально новый подход к проектированию аппаратов коптерного типа. Он позволяет создать беспилотник, отвечающий большей части потребностей коммерческого и гражданского секторов без существенных изменений в конструкции. При проектировании мы использовали только российские компоненты, включая и материалы, и двигатели, и аккумуляторы, контроллеры, платы".

Беспилотник проходит испытания, готов к серийному производству и будет представлен 15–17 мая на выставке HeliRussia 2025.

"Температурный диапазон эксплуатации большинства беспилотных летательных аппаратов в мире ограничен минус 10 градусами, поскольку литий-ионные аккумуляторы не выдерживают экстремального холода. Наш F1 может летать при температуре до минус 40 градусов и доставлять грузы в труднодоступные места на значительные расстояния, что актуально для нашей страны", – уточнил Борис Сафоклов.

БПЛА разработан командой института №1 "Авиационная техника" МАИ и получил название по номеру института – F1. Дрон представляет собой аппарат с четырьмя винтами в футуристичном корпусе. Под его "капотом" и скрываются модули, которые обеспечивают универсальность. Например, у коптера может быть как гибридный, так и электрический двигатель. Использование гибрида позволяет увеличить период активного полета до четырех часов и обеспечить дальность до 120 км. Комплектация с возможностью отключения двигателя внутреннего сгорания обеспечивает как дальность перемещений, так и режим малозаметности и сниженного уровня шума.

Сам аппарат весит около 14 кг, а взлетная масса равна 29 кг. Из сложенного состояния в активное его можно привести за пять минут. В состоянии готовности к полетам беспилотник достигает 1,5 метра в диаметре или даже бо́льших размеров, если это необходимо для конкретных операций в воздухе. F1 летает со скоростью 65 км/ ч и может разгоняться до 80 км/ч.